Антигололёдный асфальтобетон

78
Время прочтения: 5 мин

Учёные БГТУ имени Шухова разработали антигололедный асфальтобетон. Многолетние наблюдения за эксплуатацией в реальных условиях подтвердили эффективность такого дорожного покрытия.

В чём суть разработки

Состав асфальтобетонной смеси зависит от того, на дороге какой категории она будет использоваться, в какой дорожно-климатической зоне. Затем подбирается состав из материалов: щебень, песок и минеральный порошок, чтобы он имел определённую плотность. После того, как состав асфальтобетона подобран, в него вводится соль. Достаточно всего 5% соли (NaCl), чтобы такое дорожное покрытие само боролось с образующейся наледью.

Покрытие работает в большом диапазоне низких температур — от 0 до 10-15 градусов мороза. Если температура воздуха опускается не ниже этих показателей, налипающий на покрытие снег за счёт содержащейся в нём соли просто подтаивает, главное — своевременно убирать такой накат.

«Такой асфальтобетон не вызывает плавление всего льда или снежного покрова, его задача – ослабить сцепление верхнего слоя асфальтобетона и образующегося снежно-ледяного покрытия. Это позволит оторвать образующийся накат от асфальтобетона и существенно снизить затраты на зимнее содержание таких дорог», — пояснил кандидат технических наук, доцент кафедры эксплуатации и организации движения автотранспорта БГТУ имени Шухова Андрей Котухов.

Антигололёдный асфальтобетон от обычного можно отличить визуально — на такой дороге будут видны мелкие белые вкрапления. Летом он ведёт себя как обычный асфальтобетон, а в холодное время года превращается в инновационное покрытие, которое препятствует образованию наледи. По мере того, как покрытие изнашивается, содержащаяся в нём соль за счёт стремления к выравниванию концентрации поднимается наверх и таким образом постоянно оказывается на поверхности дороги, сохраняя антигололедный эффект. То есть свои антигололёдные свойства покрытие будет сохранять на протяжении всей эксплуатации.

Как возникла идея

Самый популярный способ борьбы с гололёдом — использование реагентов на основе хлоридов, как это делают, например, в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, а также пескосоляной смеси, которая состоит из песка и соли в соотношении примерно 9:1. Согласно нормам для Белгородской области, за сезон работники ЖКХ должны обрабатывать дороги такой смесью примерно 55 раз. Только в областном центре на борьбу с гололёдом ежегодно тратится около 16 тыс. куб. метров пескосоляной смеси.

Такой способ борьбы с гололедом имеет ряд недостатков. Во-первых, он предполагает достаточно большие финансовые и трудовые затраты. Во-вторых, частицы этой смеси свободно разносятся ветром по округе и оседают на сельскохозяйственных полях. В-третьих, пескосоляная смесь достаточно агрессивна: автомобилисты жалуются на очень быструю коррозию, поражающую поддоны машин, не говоря уже о пешеходах, подошва обуви которых точно так же разъедается реагентами, а на самом материале обуви остаются почти не выводимые разводы.

А главное, использование соли или пескосоляной смеси не способно полностью решить вопрос с гололедом. То есть даже после обработки скользкость полностью не уйдет, а значит, риск дорожно-транспортных происшествий и получения травм все равно остается. К тому же принимаемые меры могут «опаздывать», что тоже увеличивает потери.

Есть ли аналоги

В Австрии, Финляндии, Германии используют фрикционный метод, соединяя песок и каменную крошку и обрабатывая полученным составом дороги и тротуары. Это достаточно экологичный вариант, но такая смесь задерживается на проезжей части не более получаса.

В США, Канаде, Новой Зеландии применяют альтернативные химикаты — хлорид магния (MgCl2). Это очень эффективный способ, но такой вариант гораздо дороже, чем техническая соль. Кроме того, хлорид магния вызывает еще более сильную коррозию металлов.

В Швеции используют специальный раствора: мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95°С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой.

Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1,5 тыс. автомобилей. Или пока не пройдёт новый снегопад.

Кому полезна разработка

Разработка белгородских учёных будет в первую очередь полезна в дорожном строительстве центральной части России: трассы здесь отличаются интенсивным движением, а погодные условия часто меняются.

«Антигололёдные асфальтобетон может применяться на высокоинтенсивных дорогах, на опасных участках в Центральной полосе России, где наблюдается частые колебания температуры воздуха вокруг нуля, ледяные дожди и др. Во время эксплуатации такого покрытия будет заметно снижена нагрузка на дорогу и на обслуживающие компании за счёт уменьшения затрат на пескосоляную смесь и её распределение, а также значительное сокращение потерь от ДТП. Это даст не только экономический, но и экологический эффект: снизится загрязнение придорожной полосы», — отметил Андрей Котухов.

Развитие проекта

В городе Алексеевка Алексеевского городского округа Белгородской области для проведения эксперимента был выделен небольшой участок второстепенной дороги протяжённостью 200 метров. За несколько лет его эксплуатации претензий к новому покрытию нет: оно действительно успешно борется с гололёдом без всяких побочных эффектов для участников движения и окружающей среды.