Дороги, которые мы выбираем

567
Время прочтения: 7 мин

Большинство выпускников БГТУ имени Шухова вырастают в первоклассных специалистов-практиков, кто-то остается в родном вузе, чтобы продолжить исследовательскую деятельность. А есть те, кто удачно совмещает и работу, и науку.

Максим Самойлов — дважды выпускник БГТУ имени Шухова по специальностям «Автомобильные дороги и аэродромы» (2011 г.) и «Экономика и управление на предприятии по выпуску строительных материалов» (2013 г.). Сейчас Максим Игоревич занимает пост генерального директора научно-производственного предприятия «БелПолимер» и работает над диссертацией, которая посвящена новому полимерному модификатору асфальтобетонных смесей «Полидорм». Испытания и сертификация проводятся совместно с кафедрой автомобильных и железных дорог БГТУ имени Шухова.

«Полидорм» — передовой и высокотехнологичный модификатор асфальтобетона, альтернатива SBS-модификаторам. Он представляет собой гранулированный материал, состоящий из термоэластопластов и эластомеров в качестве основы, а также целевых и функциональных компонентов. Модификатор выполняет функции стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей и полимерно-дисперсного армирования асфальтобетонов.

«Моя разработка посвящена повышению качества долговечности автомобильных дорог за счет применения в составе особой резиновой крошки из автомобильных шин, изготовленной по своей технологии, которую мы сейчас патентуем. Также в составе используются целевые функциональные добавки. В их числе переработанные полимеры, то есть вторичный пластик. Это, к примеру, пластиковые канистры, которые используются для розлива автомобильной химии», — рассказал Максим Самойлов.

В ближайшем будущем «Полидорм» может заменить классические немодифицированные асфальтобетонные смеси в верхних и нижних слоях покрытий автомобильных дорог, так как решает сразу несколько важных задач. Увеличивает долговечность асфальтового покрытия Применение «Полидорма» при строительстве дорог позволяет в несколько раз увеличить долговечность асфальтового покрытия: оно становится более прочным, стойким к трещинам, морозам, сильной жаре и ударным нагрузкам от большегрузов. Это способствует увеличению межремонтных сроков дорожного покрытия.

Помогает бороться с загрязнением окружающей среды В России ежегодно образуется 1,2–1,5 млн тонн шин, из которых используется только 10-15 %. Размещенные на полигонах отходов, они загрязняют окружающую среду, так как не разлагаются минимум 50 лет. Использование переработанной резиновой крошки в качестве модификатора позволяет решить экологическую проблему утилизации изношенных шин и вторичных полимеров.

«Полидорм» не имеет сопоставимых отечественных аналогов. Модификаторы асфальтобетонных смесей, которые уже есть на российском рынке, очень ограничены по функционалу и способны выполнять только узкий круг задач. Кроме того, ни один из модификаторов не решает одновременно проблему и усталостной долговечности, и ударной прочности покрытий автомобильных дорог. Применять их на территории всей страны невозможно, в отличие от «Полидорма», который благодаря его уникальным характеристикам можно использовать повсеместно с высокой эффективностью.

Модификатор «Полидорм» гораздо удобнее в применении, чем классические технологии. По стандартной схеме полимер сначала вводится в битум с помощью специального дорогостоящего оборудования. Это отдельное производство на асфальтном заводе, свой лабораторный, обслуживающий персонал, а следовательно, дополнительные траты.

Полученное модифицированное вяжущее хранится не больше двух недель. Но сроки дорожного строительства могут смещаться из-за неблагоприятных погодных условий, неполадок в оборудовании, на устранение которых требуется время. Если срок годности полученного вяжущего закончится, то применить его уже не получится.

«Наш модификатор вводится по другой технологии. Он поставляется в гранулированном товарном виде и может храниться на складе до трех лет. То есть производители асфальтобетонной смеси могут в любой момент использовать эту добавку для выпуска модифицированной смеси», — пояснил Максим Самойлов.

Применение прогрессивного модификатора «Полидорм» позволяет снизить расходы на содержание автомобильных дорог на 30-40 % за счет уменьшения образования дефектов покрытия, ям, трещин, колейности. При этом расчетный срок службы модифицированного покрытия составляет 15 лет, а обычного немодифицированного — всего 8 лет. Применение «Полидорма» помогает при строительстве 1 км покрытия автомобильной дороги сэкономить 2 млн рублей, или 20 % от первоначальной стоимости.

«Полидорм» — российская инновационная разработка, которая производится на новейшем отечественном оборудовании. Это позволяет добиться высокого качества готовой продукции.

«Есть немецкий аналог. Но с введением санкций этот продукт в Россию не поставляется, технология тоже отсутствует. То есть мы работаем и на импортозамещение», — пояснил Максим Самойлов.

За плечами Максима Самойлова более 10 лет опыта тестирования и создания модификаторов асфальтовых покрытий. Разработка и лабораторные испытания «Полидорма» проводились в течение нескольких месяцев. Сегодня «Полидорм» сертифицирован и готов к реализации. Это продукт будущего, подчеркивает Максим Самойлов. «Мы начали сотрудничать с БГТУ с сентября 2022 года. За это время мы испытали около 20 разных вариантов нашего модификатора, выделили лучшие образцы и сейчас тестируем. С наступлением благоприятных погодных условий приступим к натурным испытаниям: укладке и мониторингу экспериментальных участков», — рассказал Максим Самойлов.

Продукция компании «НПП БелПолимер» защищена патентами. Она подойдет предприятиям, которые специализируются на создании дорожного покрытия федеральных автотрасс, региональных автодорог и аэродромов.

Разработка уникального продукта была бы невозможна без мощной теоретической базы, которую Максим Самойлов получил в БГТУ имени Шухова. Своих наставников он вспоминает с особой теплотой. «У меня были очень хорошие учителя. Это Анатолий Митрофанович Гридчин, это мой руководитель по аспирантуре Георгий Самуилович Духовный. Он имеет колоссальный опыт в плане не только строительства дорог, но и лабораторных экспериментов и внедрения разработок в жизнь. Поэтому во многом успехом этого модификатора я обязан моим руководителям», — подчеркнул Максим Самойлов.

Узнать подробную информацию о «Полидорме» и работе компании «НПП БелПолимер» можно на сайте полидорм.рф. К слову, его разработал тоже выпускник БГТУ имени Шухова Александр Левченко. Еще одно доказательство, что по окончании вуза шуховцы не теряются, а продолжают поддерживать друг друга и участвовать в совместных проектах.