Эксперт Елена Даньшина: «”Приоритет” стал для нас импульсом к росту»
На прошлой неделе команда Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова успешно прошла защиту комплексной программы развития университета по федеральной программе «Приоритет-2030». Коллектив представил ключевые стратегические технологические проекты, определяющие траекторию роста вуза и его вклад в технологический суверенитет страны.
По результатам работы БГТУ имени Шухова сохранил статус участника государственной программы и вошёл в основной трек (87 университетов из 36 регионов России).
О том, как «Приоритет-2030» изменил университет изнутри, какие стратегические уроки были извлечены за годы участия в программе и как опыт коллег из других вузов помогает в развитии БГТУ имени Шухова, в интервью рассказала Елена Даньшина, кандидат физико-математических наук, начальник управления научно-исследовательских работ университета, эксперт Социоцентра.
— Елена Павловна, каким был Ваш путь в науку?
— Мой путь в науку начался с защиты кандидатской диссертации по синтезу, свойствам и структуре перовскитных материалов. Сначала я работала старшим научным сотрудником в НИУ БелГУ, потом перешла в отдел научно-технической информации БГТУ имени Шухова, где участвовала в создании управления инновационной деятельности. Именно в этой структуре мне удалось совместить научную работу с практической деятельностью — продвижением продуктов и результатов научно-исследовательских проектов.
— Каким было первое участие БГТУ имени Шухова в программе «Приоритет-2030»?
— В 2021 году наш вуз впервые стал участником программы «Приоритет». Тогда мы пробовали себя в самых разных направлениях — от строительства и архитектуры до экономики, транспорта и машиностроения. Такой широкий охват напоминал скорее «сборную солянку», где мы распыляли усилия вместо того, чтобы сконцентрироваться на ключевых направлениях. Ежегодно нам приходилось пересматривать и перегруппировывать ресурсы, поскольку не было единого понимания, как вывести университет на новый технологический уровень. Аналогичная ситуация наблюдалась и в вопросах взаимодействия образования и науки — как скоординировать эти направления и обеспечить их эффективное взаимодействие.
— Что изменилось за пять лет реализации программы?
— В итоге в 2023 году у нас появилась практика реализации комплексных проектов. Мы объявили конкурс, где обязательным условием было внедрение научных результатов в образовательный процесс. Так у нас родились новые модули в образовательных программах, а также научное пространство для студентов. Тогда же впервые провели конкурс на создание молодёжных научных лабораторий под руководством кандидатов наук. В первый раз победили пять лабораторий, в 2024 году — уже семь, в этом — три уникальные молодёжные лаборатории.
Мы начали активно выстраивать связи с научными партнерами, привлекать их к экспертизе наших проектов. Появились ключевые вопросы: «Насколько предлагаемые решения действительно новы? Не изобретаем ли мы велосипед? Насколько разработки интересны бизнесу?». Ведь важно создавать то, что необходимо бизнесу и одновременно продвигает науку вперёд.
В 2025 году произошла полнейшая перестройка программы. Мы сфокусировались на проектах, которые предопределяют технологический суверенитет России. Мы нашли ту точку опоры, которая может не только продвинуть научные познания, но и закрыть недостающие грани в таких отраслях, как космическая и химическая промышленность, машиностроение, стоматология. Наши проекты сейчас идут не только на опережение науки, но и на импортозамещение определённых комплектующих и защитных материалов.
— Как Вы оцениваете формат кросс-вузовских экспертиз?
— Я в восторге! Кросс-вуз — это большое сообщество людей, которым не всё равно, как развивается тот или иной университет. Это те люди, которые жаждут поделиться своим опытом и знаниями.
Например, в Тульском государственном университете удалось познакомиться с работой инжиниринговых центров, где развивают композиционные материалы — тематически близкое нам направление. Сибирский государственный медицинский университет в Томске продемонстрировал впечатляющую модернизацию инфраструктуры благодаря программе «Приоритет». Именно эта программа помогает вузам определять амбициозные, но достижимые цели.
Наши собственные показатели подтверждают прогресс: если в прошлом году средний балл ЕГЭ составлял 69, то сейчас по отдельным направлениям он достиг 75-76. Объём НИОКР вырос на 25 %, произошла диверсификация доходов за счёт лицензионных соглашений, пожертвований и создания эндаумент-фонда. Особую ценность представляет оборудование на 150 миллионов рублей, переданное университету партнёрами — на нём работают и студенты, и исследователи. Эти результаты показывают, что у нас есть потенциал для дальнейшего роста.
— Какие технологические решения Вас наиболее впечатлили как эксперта кросс-вузовских экспертиз?
— В Сибирском медицинском университете меня восхитил Центр доклинических исследований. Это пример того, как можно организовать практическое тестирование лекарственных средств. В нашем случае создаются научно-производственные участки, где отрабатываются технологии и проводится валидация продукции под требования предприятий. Но медицинская сфера имеет свою специфику — там получили сертификат на производство через Минздрав.
Для нас следующим этапом станет получение технических условий и деклараций. Сейчас создаётся Центр инженерных разработок для выпуска готовых изделий. Научно-производственные участки уже осуществляют выпуск продукции по ТУ и передают её заказчикам, а новый центр планирует выйти на уровень декларирования продукции для коммерческой реализации. Эти планы находятся в стадии реализации, и мы надеемся на их скорейшую окупаемость.
— Какие сейчас есть вызовы у университета?
— По сути, «Приоритет» стал для нас импульсом к росту. Мы создали механизмы внутри университета — и управленческие, и механизмы взаимодействия с партнёрами, — которые позволяют нам идти дальше. Мы понимаем, как выстраивать технологии, как их продавать и передавать.
Наши учёные — большие молодцы и настоящие бриллианты, которым мы только делаем огранку. Без этого ресурса, без научного задела и научных школ мы бы ничего не сделали. Только благодаря учёным можно идти вперёд, только за ними будущее.