«К студентам нужно как к детям в семье»

522
Время прочтения: 6 мин

Быть преподавателем – это не просто профессия, а призвание, дорога жизни. Преподаватель БГТУ имени Шухова Ирина Лычева всегда с трепетом готовиться к каждой своей лекции, несмотря на сорокалетний стаж работы. Ирина Михайловна поделилась, чему ее за все время преподавания научили студенты, как поддерживать стойкость духа и что в работе педагога остается самым главным.

— Кем вы хотели стать в детстве и почему?

— Я счастливый человек. У меня не было никаких терзаний по поводу выбора профессии. Одно время я хотела стать журналистом, но это было недолго. Изначально я поступила на экономический институт в один из ведущих московских финансовых университетов, но на третьем курсе уже твердо поняла, что не буду заниматься бухгалтерией, а буду преподавателем.

Расскажите о своих ощущениях после первой проведенной лекции в роли преподавателя.

— Очень нервная обстановка, вообще самую первую лекцию прочитать — это трудно. Не так-то просто выйти и рассказать — нужно добиться того, чтобы тебя слушали. В общем-то, требуется много работы, и не только над одной темой. Нужно всегда ориентироваться и быть в курсе событий — такая профессия.

— Что, на ваш взгляд, является самым сложным в вашей работе?

— Наверное, это терпение, потому что по 10 раз одно и то нужно повторять. Необходимо находить такие слова, чтобы донести эту информацию до студента. Если студент не усваивает материал — значит я не так говорю, не такими словами. К студентам нужно как к детям в семье. Бывает, 150 раз сказал, а нужно было 151 раз сказать, чтобы поняли, и поэтому терпение и еще раз терпение.

Как повышаете интерес и мотивацию студентов для активного изучения вашего предмета?

— Прежде всего должно быть интересно мне. Каждое занятие, каждую лекцию я всегда начинаю с какого-нибудь проблемного момента, а потом подтягиваю это к основному материалу. То есть сначала завлекаю, а затем возвращаю к нашим проблемам. На самом деле есть большие события, они происходят, и важное решение принимается в тиши кабинета, а не на площадях.

— Ирина Михайловна, я знаю, что вы работаете в БГТУ им. В. Г. Шухова уже целых 25 лет, а преподавателем — так вообще 40. Подскажите, бывало ли в вашей жизни такое, что вы жалели о том, что стали преподавателем?

— Такого никогда не было. Это как отражение твоего отношения, когда выбираешь работу. Есть три беспроигрышные профессии: строитель, доктор и учитель/преподаватель — это созидательные профессии, а всё остальное — это уже второстепенное.

— Гордитесь ли вы своими студентами? Чему они вас научили?

— Есть, конечно, которые вызывают гордость. Но я не могу сказать, насколько это мои студенты, потому именно я там внесла 0,1 знаний, ведь преподавательский коллектив большой. Но какую-то капельку я, может быть, внесла в них и в их воспитание. Даже бывают такие случаи, когда студенты говорят: «А помните, вы нам говорили, и это работает», — и это, конечно, радует. А студенты меня научили тому, что надо быть человеком. Не нужно показывать студентам, что я такая важная, без разницы, любите вы меня или нет. Нужно с пониманием относиться к тому, что я эту дисциплину читаю 20 лет, а вы читаете первый раз — у вас же ещё таких 10 дисциплин, эту послушали и понеслись дальше галопом по Европам. Поэтому я стараюсь, чтобы это было интересно, чтобы обратить внимание на действительно важные моменты.

— Ирина Михайловна, я помню, вы говорили, что у вас есть дочь. Хотелось бы узнать, прислушивается ли она к вам в финансовых вопросах как к человеку с большим объемом знаний в этой сфере?

— Да, но особенно хорошо она начала к этому прислушиваться, когда стала жить отдельно. Изначально мама была, так сказать, неисчерпаемым источником, а теперь в своей семье она понимает, что нельзя тратить деньги, что можно какое-то средство купить не за две тысячи рублей, а за триста рублей. Сейчас она даже на тысячу, на две, но инвестирует во что-нибудь, например, облигации какие-то купит. Значит, она уже что-то на текущие нужды не потратила, а как-то выкрутилась и вложилась во что-то.

— Как вы проводите свободное от занятий время?

— Свободное от работы время люблю ходить в баню — я заядлая банщица с семилетним стажем. Также люблю пешие прогулки примерно по два часа, зарядку, то есть физические упражнения — это обязательный порядок. Каждое утро принимаю холодную ванну: досчитаю до 10 и выскакиваю. Такой прилив энергии — это ни с чем не сравнимое ощущение.

— Какое у вас самое теплое воспоминание, связанное с вашими студенческими годами?

— В нашей группе вечерней формы обучения, где я училась, были и взрослые люди: замужние, с детьми, уже работающие — все при должностях. Самой взрослой женщине было 47 лет. И я на их фоне не выглядела глупой — представляете, они у меня даже что-то спрашивали по каким-то дисциплинам: «Ты там выучила то-то?» — а я рассказывала.

— С героем какого литературного произведения вы себя ассоциируете?

— Я не могу сравнить себя с каким-то определенным героем. Я ни на кого и не хочу быть похожей. Я больше предпочитаю собирательный образ: у этой героини можно будет это взять, у другой — это. Но чтобы кому-то сильно поклоняться — нет, такого нет. Я руководствуюсь правилом «не сотвори себе кумира». Это всё потому, что идеальных людей нет.

— Вспомните своего самого любимого студента за все годы преподавания. Поддерживаете ли вы связь до сих пор?

— Да, есть такой студент, и мы с ним дружим уже около 15 лет. Мы вместе сотрудничаем — у нас всегда общие дела находятся, у него уже семья, дети. Перезваниваемся, поздравляем друг друга со всеми праздниками, в день рождения, он домой ко мне приезжает в гости. Сейчас он директор преуспевающей фирмы в Москве и здесь работает. Помогает мне. Если я говорю, что у меня опять что-то с компьютером, он отвечает: «Сейчас я пришлю специалиста», — и тот приедет через 15 минут. В общем, прекрасные дружеские и человеческие отношения.

— Что бы вы хотели пожелать сегодняшним студентам?

— Сегодняшним студентам я желаю, чтобы голова не закружилась и чтобы видели за всей этой мишурой главное. Это очень важно — всегда видеть истинные моменты и разбираться. Даже смотря через призму того, что происходит сегодня — да и пускай. Ровно такие же события всегда происходили тысячу лет назад, может быть, в другом формате, но всё это было. А главное, конечно, чтобы были какие-то основы воспитания, потому что должен быть кто-то, кто даст эти основы воспитания детям.

Беседовала Першина Виктория, выпускница ДПО «Цифровые медиакоммуникации»