Как психотип водителя влияет на ситуацию на дорогах
В БГТУ имени Шухова провели исследование и пришли к выводам, что психоэмоциональный тип водителя оказывает существенное влияние на эффективность организации дорожного движения. Финансирование выполнялось в рамках грантовой поддержки от Фонда содействия инноваций программе «УМНИК». Собранная база данных успешно запатентована.
В чём суть разработки
На основании проведённого исследования — анкетирования выборки водителей региона различных возрастных категорий — выведена статистическая зависимость, позволяющая отнести участников дорожного движения к четырём разным группам. Каждой группе водителей присвоена усреднённая величина скорости реакции, выраженная в секундах. Кроме того, дополнительно проведён учёт изменения погодных условий (снег, дождь, мокрый асфальтобетон, гололедица), который представлен в расчётах в виде понижающего коэффициента пропускной способности транспортных потоков.
Полученный набор характеристик интегрирован в Центральный управленческий пункт, где непосредственно рассчитывают циклы движения автотранспорта в регионе.
Основная цель исследования — организация эффективного адаптивного управления на участках со светофорным регулированием. Запатентованная база данных представляет собой набор отличительных особенностей каждого рассматриваемого психотипа. Выведенная усреднённая величина скорости реакции водителя влияет на пропускную способность участков транспортной сети.
Пропускная способность при условно удовлетворительных и неудовлетворительных погодных условиях, выраженная в секундах, в зависимости от типа водителя составляет:
меланхолический — 0,8/1,0;
сангвистический — 0,6/0,7;
флегматический — 0,7/0,9;
холеристический — 0,65/0,8.
Как возникла идея
С постоянным ростом количества транспортных средств в регионе увеличивается напряжённость транспортных потоков. В этой связи остро стоит вопрос грамотного перераспределения потоков автотранспорта с целью повышения эффективности регулирования и управления.
Это стало темой научной работы выпускницы кафедры эксплуатации и организации движения автотранспорта Марины Федосеевой (в настоящее время — Ермаковой), которая в период обучения в БГТУ имени Шухова провела исследование вместе с научным руководителем, профессором кафедры ЭОДА Анастасией Шевцовой.
Кому полезна разработка
Благодаря исследованию белгородские водители распределены по категориям, каждой из них присвоены характеристики, влияющие на пропускную способность транспортных потоков. Полученные данные структурированы, интегрированы в базу, работа с которой полностью автоматизирована. База данных, собранная в рамках исследования, используется центральным управленческим пунктом региона для организации эффективного распределения транспортных потоков.
Развитие проекта
Следующий этап развития проекта — пополнение базы данных новыми характеристиками, их учёт при организации адаптивного управления: аварийность водителя (частота попаданий в ДТП и др.), оборудование автомобилей необходимыми датчиками.
«В перспективе необходимо разработать устройство для определения состояния водителя (уставший, с заторможенной реакцией на дорожную ситуацию и т. д.), которое, естественно, сказывается на манере его езды. Это позволит оперативно реагировать на изменение текущей ситуации. Если мы сможем учитывать и эти факторы, управляя транспортными потоками, то уровень безопасности дорожного движения будет стремительно повышаться», – отметила Анастасия Шевцова, научный руководитель проекта.
Воздействие на участников дорожного движения оказывается с помощью устройств дорожно-транспортной сети. Через GPS оперативная информация о ситуации на дорогах передаётся в центральный управленческий пункт.
Проведённое исследование показало, что необходимо адаптивно настраивать светофоры на выведенную условную среднюю величину, учитывая распределение водителей на различные типы. В каком-то случае это увеличение, в каком-то, наоборот, сокращение времени запрещающего/разрешающего сигнала светофора.
«Учёные советских научных школ в сфере автотранспорта оставили достаточно фундаментальных трудов, и сейчас не утративших свою актуальность. Вся транспортная инфраструктура изначально заточена под психологию водителя. Планируем увеличить выборку водителей для проведения дальнейших исследований и достичь результатов, которые позволят сделать передвижение транспорта более эффективным и, главное, безопасным», — добавила Анастасия Шевцова, научный руководитель проекта.