Психолог Елена Бычкова о поколении Z
БГТУ имени В.Г. Шухова посетила Елена Бычкова — старший преподаватель кафедры психологии, заместитель директора по воспитательной работе Института психологии и образования Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского. Известный практикующий психолог, консультант и тренер приняла участие в стратегической сессии по молодежной политике и провела для студентов лекцию о поколении Z. Мы попросили Елену Семеновну прокомментировать прошедшее мероприятие и поделиться своими мыслями о воспитании современной молодежи.
— Елена, расскажите, пожалуйста, о встрече со студентами. Какой была основная тема и каковы впечатления?
— Лекция действительно получилась спонтанной, но ее направленность была четкой: я хотела напомнить, особенно нашим обучающимся из колледжей, которые еще находятся в подростковом возрасте, о важности повышения уровня самосознания. Это тот самый сензитивный период, когда человек должен задавать себе ключевые вопросы: «Какой я? Куда мне? С кем мне? Зачем мне?». Чем больше человек изучает и знает себя, тем больше он себя принимает. А принявший себя человек начинает вести себя более уверенно и уважительно с окружающими. Если ты сам себе нравишься, ты просто не можешь вести себя неподобающе.
Мы говорили о том, что годы студенчества — это уникальное время, пока ты не обременен карьерой и глобальными обязательствами, чтобы развивать не только профессиональные навыки, но и свою личность. Именно этот внутренний стержень, этот характер, позволит в будущем покорять вершины, достигать целей, становиться успешным в карьере и счастливым в отношениях, избегая глобальных ошибок и разочарований.
— Вы упомянули практические шаги. Как студенты могут заняться этим саморазвитием уже сейчас?
— Я показывала небольшие, но действенные образцы. Например, идея психологического календаря. У всех бывают настольные календарики. Почему бы не сделать их полезными? Месяц — и рядом небольшой совет: как защитить личные границы, как повысить самооценку, как управлять стрессоустойчивостью. Мелочь? Да. Но кому-то может серьезно помочь.
Еще один мощный инструмент — самодиагностика. Мы живем в век технологий! Открываешь сайт Psytests, выбираешь параметр — самооценку, коммуникабельность, стрессоустойчивость, тревожность — и компьютер сам выдает результат. Это помогает понять, чего нам не хватает: может, эмпатии, а может, толерантности. Осознание — это первый шаг к изменению. Подобный проект можно реализовать в любом вузе, а вашим айтишникам, я уверена, это было бы под силу.
— В вашей речи прозвучала и еще одна глубокая тема — подготовка к семейной жизни. Не могли бы Вы раскрыть эту мысль?
— Конечно. Сейчас в тренде идея личной независимости до 35 лет, откладывание семьи и детей. Но какой-то минимум знаний о взаимоотношениях и воспитании необходим каждому. Мы, в педвузе, готовим педагогов. У них еще нет своих детей, но они должны понимать, как каждое их слово влияет на маленького человека или подростка.
У меня есть мечта — создать электронную игру «Вырасти своего ребенка» с психологическим подтекстом. Представьте себе современного «тамагочи». Ребенку в игре 3 года, он переживает кризис «я сам», и игрок должен принимать решения: вот он пришел весь грязный, что вы скажете? Даются варианты ответов. И так вплоть до подросткового возраста. Это же не только интересно, но и невероятно полезно! Такую игру можно внедрить в учебный процесс. Ведь геймификация — это современный образовательный метод. А у вас, в строительном вузе, можно создать игру «Построй здание» с тем же успехом!
— На Ваш взгляд, какова роль преподавателя в этом меняющемся мире?
— Я считаю, что будущее за студентами, и именно они нас заставят перестраиваться. Бессмысленно упрямо стоять на своем: «Мы, профессора, не будем опускаться до вашего уровня, снимать короткие видео или показывать что-то наглядное». Нет, они все равно нас заставят измениться. И это — правильно.