«Ученый — такая же профессия для женщины, как и все остальные»

125
Время прочтения: 10 мин

Ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории кафедры теоретической и прикладной химии химико-технологического института БГТУ им. В.Г. Шухова Наталья Черкашина в информационном проекте «Молодые ученые — в приоритете» рассказала, с чего она начинала свой путь в науке и как женщине-ученому успешно совмещать работу и материнство.

— Наталья Игоревна, традиционный для рубрики вопрос: почему в качестве профессионального пути вы выбрали науку, что послужило мотивацией для занятия ею? 

— Я до последнего курса университета даже не думала, что пойду в науку, но мотивацией стало желание остаться в университете. Думала, что я буду преподавать. Но, уже поступив в аспирантуру, поняла, что мне больше хочется заниматься наукой, чем обучать студентов. 

— Были ли какие-то сложности в становлении вас как ученого? Кто вас поддерживал и выступал в роли наставника? 

— Конечно, были сложности, но мне помогал мой руководитель — профессор Вячеслав Иванович Павленко. Он поддерживал меня во всех начинаниях, даже если что-то не получалось, он всячески мне помогал и передавал свой огромный опыт. 

— Насколько, по вашему мнению, важна для молодого исследователя роль наставника, научного руководителя? Какой самый ценный урок или совет вы получали на своем профессиональном пути?

— Роль наставника безумно важна. Я считаю, что мне повезло попасть к такому наставнику — профессору, доктору наук, руководителю целой научной школы.

Сейчас у меня уже есть мои собственные аспиранты, и я тоже для них стараюсь быть таким наставником. Они могут в любое время дня и ночи мне написать, позвонить, задать вопросы. Я всегда на связи, всегда им подсказываю, пытаюсь их наставить. И я считаю, что именно роль наставника в этом деле очень важна.

— Если бы у вас была возможность поговорить с кем-то из великих ученых, кто бы это был и о чем бы вы его спросили?

— Не могу сказать, потому что ученых много. Например, профессор Анатолий Иванович Акишин. Вместе со своими коллегами он стоял у истоков нового научного направления в России — космического материаловедения. К сожалению, его уже нет в живых. Возможно, с ним как с родоначальником отрасли я бы пообщалась.

— Что входит в область ваших научных интересов и почему вы выбрали именно это направление? Что самое интересное и сложное в вашей работе?

— Область моих научных интересов — это космическое материаловедение, то есть я разрабатываю материалы, которые можно использовать в космосе. Так как в космосе есть радиация, материалы должны обладать высокими радиационно-защитными свойствами по отношению и к электронам, и к протонам, и к гамма-излучению.

Это направление я выбрала, потому что поступила в аспирантуру на кафедру теоретической прикладной химии к своему руководителю Вячеславу Ивановичу Павленко — он как раз занимался разработкой радиационно-защитных материалов.

Конечно, космос — это всегда интересно, поэтому у меня достаточно интересная тематика, которая, наверное, сама меня выбрала. Самое сложное и одновременно самое интересное — это открывать что-то новое, когда ты проводишь время в лаборатории, ставишь какие-то эксперименты, получаешь интересные знания в области химии.

— Где и как востребованы результаты вашей исследовательской деятельности?

— Мои материалы могут применяться для обшивки кают космонавтов, для защиты радиоэлектронной аппаратуры. Это значит, что можно будет использовать более дешевые российские аналоги взамен зарубежной радиационно стойкой космической электроники.

— Каким был для вас самый запоминающийся опыт в научно-исследовательской деятельности и чем вы по-настоящему гордитесь?

—   Конечно, самый запоминающийся опыт в научно-исследовательской деятельности и то, чем я и наш коллектив по-настоящему гордимся, — это апробация наших материалов с 2022 по 2024 год на российском сегменте Международной космической станции. Мало каким научным коллективам удается достичь таких высот.

— Уверены, что поводом для гордости является и тот факт, что недавно президент России вручил вам премию в области науки и инноваций за 2024 год. Поделитесь своими эмоциями, впечатлениями.

—  Это большая честь и большая ответственность, что Владимир Владимирович лично вручал мне премию, что из стольких работ выбрали именно мою. Конечно, я безумно рада, меня переполняли эмоции, когда он вручал мне эту награду. Это очень большое достижение и для меня, и для нашей лаборатории, и для нашего университета в целом.

— Скажите, важно ли для молодого ученого признание и получение наград? Чем лично для вас стало вручение премии Правительства РФ?

— Премия президента — это наивысшая награда для молодого ученого. Это признание не просто на уровне университета или региона — это признание на уровне всей России, даже на мировом уровне, потому что премию вручают именно тем разработкам, которые впервые выполнены в международной практике. 

— Это уже ваша вторая встреча с российским лидером: будучи аспиранткой, вы общались с ним в 2012 году на Селигере. И тогда удивили Владимира Владимировича тем, что космос — трудная тема, которой занимается хрупкая молодая девушка. Как считаете, наука — это прерогатива для мужчин? Женщинам сложнее в науке или напротив?

— Женщине сложнее на любой работе, потому что женщина — она и мать, и жена, у нее очень много домашних дел. Несмотря на то что мне помогает супруг, большая часть забот ложится на мои плечи. Женщина в любом случае несет больше ответственности за своих детей, за домашний очаг, за домашний уют. 

Не могу сказать, что именно в науке женщине сложнее. Ученый — такая же профессия, как и все остальные.

— Мама, да еще и многодетная, — ученый! Недавно вы в третий раз стали мамой. Поделитесь секретом, как удается все совмещать, как расставляете приоритеты? Где черпаете энергию и остается ли время на какие-то увлечения?

— На самом деле очень сложно совмещать. Конечно, дети у меня на первом месте, потом уже работа и домашнее хозяйство. Энергию я черпаю в детях, отдых — это чередование деятельности. То есть я либо мама и нахожусь с детьми, либо ученый и работаю в лаборатории.

Времени на себя, увлечения вообще не остается. Но я научилась совмещать. Например, когда я водила дочку на танцы, то час, который ее ждала, сама занималась фитнесом. Когда водила на шахматы сына — брала с собой ноутбук и писала отчеты.

— Хотели бы, чтобы ваши дети в качестве профессионального пути выбрали науку? Поддержали бы их в этом стремлении?

— У меня трое детей, пока можно оценивать только старших. Им нравится наука, нравится проводить опыты — мы с ними выращивали кристаллы. Но на самом деле все, даже старшие сын и дочь, разные. Например, сын занимается музыкой, ходит на шахматы, посещает бассейн. А дочка очень серьезно увлекается танцами и акробатикой. Что бы они ни выбрали — науку или что-то другое, — я поддержу любое их стремление.

— Есть ли перспективы у тех, кто сегодня выбирает путь науки? Помогает ли в этом участие в программе Минобрнауки России «Приоритет-2030»? И какие возможности в рамках реализации этой программы открываются конкретно для молодых ученых?

—У тех, кто сегодня выбирает науку, гораздо больше возможностей достичь каких-то результатов. Если, например, сравнивать, когда я поступала в аспирантуру в 2010 году, такой грантовой поддержки, конкурсов и такого финансирования не было. Сейчас есть и гранты Российского научного фонда, и программа «Приоритет-2030», в которой участвует наш университет и наша лаборатория, и стипендии для аспирантов президента. Мой аспирант в прошлом году выиграл стипендию 75 тысяч рублей. Еще четыре аспиранта становились стипендиатами имени Гагарина. Два аспиранта выиграли программу «Умник». У ребят есть возможность не только заниматься наукой, но и получать высокие награды и высокое финансирование.

Программа «Приоритет-2030» позволяет не только заниматься наукой, но и внедрять результаты в производство. Мы стараемся работать с индустриальными партнерами. Также она предусматривает разработку новых учебных программ, новых специальностей.

Это новые ставки. Молодежь идет преподавать, причем не те профессии, которые были раньше: в рамках «Приоритета-2030» формируются новые направления, и наши молодые ученые уже готовят специалистов, которые востребованы именно здесь и сейчас.

— Ваш портрет молодого российского ученого: какими качествами, помимо необходимых знаний, должен обладать современный ученый, чтобы состояться в науке? И какой совет вы бы дали тем, кто только в самом начале исследовательского пути?

— На мой взгляд, молодой ученый должен быть очень подкованным: он должен и знать иностранные языки, и уметь очень быстро принимать решения, потому что технический прогресс идет огромными темпами и за всем этим необходимо успевать. Необходимо читать литературу, которая выходит сейчас, ведь статьи, актуальные два-три года назад, сегодня могут уже устареть.

Тем, кто в самом начале исследовательского пути, хочется сказать: да, в науке поначалу будет сложно. Необходимо и много знать, и много делать, нужно много сил, упорства. Но если вы возьметесь за это, то у вас всё получится. Не нужно останавливаться на полпути. Это применимо не только к науке, но и к любой другой работе. Если взялся — должен идти до конца. Я, например, в случае с премией президента не останавливалась шесть раз, пока мне ее не дали.

— Когда-то в одном из интервью вы признались, что мечтаете «сделать что-то такое, чтобы получить премию президента в области науки и инноваций». Ваша мечта сбылась. А о чем сейчас мечтает молодой ученый Наталья Черкашина?

— Я безумно хотела получить премию президента в области науки и инноваций, и в этом году мне это удалось. Теперь у меня есть новая мечта. Мне бы хотелось стать профессором Российской академии наук — это очень почетное звание, и у меня есть всё, что для этого требуется. Будем надеяться, что эта мечта тоже в ближайшие несколько лет осуществится.

Источник priority2030.ru