Валерий Фальков о переходе на новую модель высшего образования

120
Время прочтения: 3 мин

На мероприятии, которое прошло на федеральной территории «Сириус», собрались ректоры и проректоры университетов ЮФО разной ведомственной принадлежности, а также частных вузов. В нем приняла участие руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева.

Открывая совещание, глава Минобрнауки России подчеркнул, что предпосылки к переходу на новую модель высшего образования формировались давно. В программном Послании Федеральному собранию 2023 года Президент России Владимир Путин обозначил, что в системе высшего образования назрели существенные изменения. Они обусловлены тем, что появились новые требования к специалистам со стороны работодателей.

Запрос существует и со стороны общества. Согласно данным опроса ВЦИОМ, 73% родителей абитуриентов поддерживают изменения в системе высшего образования в России. Основные ожидания от преобразований связаны с повышением качества подготовки специалистов и упрощением их трудоустройства.

Переход к новой модели должен быть плавным и продуманным до мелочей. По словам министра, целеполагание происходящих изменений должно быть одинаково понятно на всех уровнях. 

«Сегодня в системе высшего образования работает 348 тысяч человек. И качество изменений зависит о того, как доцент кафедры, старший преподаватель и профессор, а нередко и лаборант кафедры трактует, что из себя новая модель представляет», — сказал Валерий Фальков. 

При этом работа по совершенствованию системы ведется все последние годы, подчеркнул глава Минобрнауки России. С 2022 года работает «Платформа университетского технологического предпринимательства», создается сеть современных университетских кампусов, до 2030 года продлены флагманские программы Минобрнауки России «Передовые инженерные школы» и «Приоритет-2030». Также в пилотном режиме реализуется ряд новых проектов, в том числе по совершенствованию системы оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин. 

«Это постепенное изменение образа нашей системы высшего образования. Все эти проекты так или иначе между собой взаимосвязаны. Они в конечном итоге позволят нам сформировать новый образ результата», — заключил Валерий Фальков.

Елена Шмелева, в свою очередь, представила результаты опроса 500 высокотехнологичных компаний, проведённого аналитическим агентством ИНТЦ «Сириус» совместно с Общероссийским Народным Фронтом. По ее словам, 38% работодателей считают ситуацию с обеспечением инженерными кадрами неудовлетворительной, 75% — что выпускники инженерных специальностей недостаточно подготовлены к практической работе, а более половины респондентов (62%) отмечают, что выпускники не могут самостоятельно решать профессиональные задачи, связывая это с отсутствием практики. «Полученные нами результаты хорошо иллюстрируют необходимость разработки новой модели высшего образования», — подчеркнула она.

Напомним, ранее в центре знаний «Машук» глава Минобрнауки России обсудил вопросы перехода на новую модель высшего образования с ректорским корпусом Северо-Кавказского федерального округа.

Источник Минобрнауки России