О международных образовательных проектах и поддержке иностранных студентов

68
Время прочтения: 7 мин

Белгородский государственный технологический университет имени Шухова активно укрепляет свои международные образовательные связи для повышения качества обучения иностранных студентов. «Будучи иностранным студентом, проживающим в России более шести лет, я стал свидетелем расширения присутствия университета в нескольких странах и увидел, как много новых возможностей открывается для обучающихся». О важных инициативах по укреплению международного сотрудничества в подготовке будущих специалистов рассказал проректор по международной деятельности БГТУ имени Шухова Руслан Лесовик.

Для справки: Руслан Валерьевич Лесовик, проректор по международной деятельности (БГТУ им. В. Г. Шухова). Доктор технических наук, советник РААСН. Учёное звание доцента присвоено в 2007 году, профессора — в 2011 году. Начальник штаба студенческих строительных отрядов БелГТАСМ. Заместитель директора ЦНПО по повышению квалификации специалистов и переподготовке кадров БГТУ им В. Г. Шухова. Профессор кафедры СМИК. Председатель комиссии по международному сотрудничеству Совета ректоров вузов Белгородской области с 2021 учебного года. В 2022 году избран председателем Общественного совета при министерстве строительства Белгородской области, председатель диссертационного совета Российской Инженерной Академии (РИА).

— Руслан Валерьевич, что оказало основное влияние на Вашу карьеру?

— Основное влияние на мою карьеру оказал университет, в стенах которого мне посчастливилось учиться. Я познакомился с многими выдающимися учеными, которые здесь работали и продолжают работать. В период школьных и студенческих лет благодаря отцу, Лесовику Валерию Станиславовичу, у нас дома побывали ведущие ученые России в области строительного материаловедения, такие как Пётр Иванович Боженов, Игорь Александрович Рыбьев, Юрий Михайлович Баженов и многие другие. Эти ученые представляли научную школу строительного материаловедения России, и мне, будучи школьником, удалось пообщаться с ними. Возможно, именно это и предопределило мой выбор в пользу науки.

— Можете ли Вы поделиться каким-нибудь особенно запоминающимся опытом, связанным с международной деятельностью?

— Первое значимое событие, организованное на высоком уровне, в котором я принимал участие, — это форум-собрание Ассоциации иностранных студентов (АИС), прошедшее в 1999 году на базе нашего университета. Ассоциацию тогда возглавлял Габриэль Кочофа из Бенина. На мероприятие собрались иностранные студенты из Белгородской области, и благодаря усилиям Габриэля приехали более 700 человек, некоторые из которых прибыли на нескольких автобусах из Москвы.

В Студенческом дворце культуры был полный зал. присутствовали представители администрации города и губернатор Белгородской области. Это было впечатляющее событие — подобного в регионе ранее не происходило. В ходе форума я познакомился с многими представителями ассоциации российских и советских вузов. Можно сказать, что именно с этого момента начался отсчет моей международной деятельности. Кстати, Габриэль Кочофа впоследствии стал послом Бенина в Российской Федерации.

— Как Вы оцениваете развитие международного сотрудничества в области образования?

— В настоящее время в мире происходят глобальные процессы, и договоренности, и взаимопонимание, которые ранее существовали, утрачены. Необходимо выстраивать собственную систему взаимодействия в рамках ШОС и БРИКС. Например, важно создавать собственные рейтинги университетов, опираясь на национальные системы образования. Более тесное взаимодействие можно наладить через национальные академии стран, Союз ректоров, а также через связи между молодежью и профессорским составом университетов.

— Расскажите, пожалуйста, о новом международном проекте, который Вы инициировали, и его результатах.

— Я искал возможности для сетевого взаимодействия с вузами Китая и начал сотрудничество с Линьийским университетом. Это крупнейший университет в Азии по площади (4 000 000 квадратных метров) и по численности студентов, где учится более 39 000 человек. Во время одной из поездок, три года назад, я познакомился с руководством университета, рассказал о нашем вузе и возможностях для сотрудничества. Наше взаимодействие было согласовано с Министерством образования Китая, и теперь по программе машиностроения у нас там обучается более 300 студентов. Каждый год преподаватели выезжают туда за счет китайской стороны. В этом году более 20 педагогов посетили Линьийский университет и провели обучение студентов.

— Какие инициативы по поддержке и сопровождению иностранных студентов реализуются в БГТУ имени Шухова?

— Мы предоставляем возможность иностранным студентам бесплатно заниматься в различных спортивных секциях, принимать участие во всех культурно-массовых мероприятиях. В следующем семестре планируем предоставить скидки по оплате за обучение иностранным студентам — отличникам.

— Сколько сейчас в вузе учится иностранных студентов и из каких стран?

— В настоящее время у нас обучается около 1600 иностранных студентов из 72 стран мира, включая студентов из Китая, которые проходят обучение в рамках сетевого взаимодействия. Наш университет, как и вся Россия, всегда открыт для взаимодействия с другими странами и культурами.

— Каковы цели международной деятельности университета?

— Президентом России поставлена задача увеличить количество иностранных студентов в стране до 500 тысяч к 2030 году. В связи с этим наша цель — значительно увеличить приток иностранных студентов. Кроме того, необходимо активно сотрудничать с нашими партнёрами для участия в международных совместных грантах, чтобы в каждом институте нашего университета была реализована сетевая программа, аналогичная той, которую мы осуществляем с китайским университетом.

— Какие советы Вы бы дали студентам, которые хотят участвовать в международных проектах?

— Я хотел бы обратиться к иностранным студентам и призвать их активно участвовать во всех грантах, которые реализует Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Россия предлагает множество возможностей для обучения, и мы рады видеть студентов из разных стран.

Существует грантовая поддержка через олимпиады, которая покрывает не только стипендию, но и страховку, проживание и даже перелёт. В настоящее время у нас много студентов, обучающихся по квоте. Для этого необходимо подавать документы и хорошо учиться. В случае успешной учёбы мы можем ходатайствовать перед министерством о продолжении обучения студентов в магистратуре или аспирантуре на бюджетной основе.

Мы стремимся к взаимовыгодному сотрудничеству: если вы будете хорошо учиться, мы сделаем всё возможное, чтобы поддержать вас в вашем образовательном пути.

Беседовал Фадеус Косински Ж. Пакстон Брэдли, слушатель курса ДПО «Цифровые медиакоммуникации»