Женщина в науке. Валерия Валерьевна Строкова

767
Время прочтения: 7 мин

Доктор технических наук, профессор Российской академии наук, советник Российской академии архитектуры и строительных наук. Директор инновационного научно-образовательного и опытно-промышленного центра наноструктурированных композиционных материалов. Заведующая кафедрой материаловедения и технологии материалов БГТУ им. В. Г. Шухова. Многодетная мама, воспитывает четверых детей. 

В преддверии Международного дня женщин в науке мы задали Валерии Валерьевне несколько интересных вопросов.

Что общего между наукой и семьёй? 

— Мой научный коллектив — это тоже семья. Естественно, эти две семьи я разделяю. Муж и дети очень сильно погружены в мою работу. Соответственно, мой научный коллектив — это тоже близкие мне люди. 

Когда студенты попадают в научную среду нашего коллектива, они тоже становятся некими членами семьи. Я называю их домовятами: они как домовые — раз прижились на каком-то этапе, то это уже семья, и ты за них в ответе. Науку и семью объединяет желание заботиться, помогать, защищать во всех смыслах этого слова — от бытовых вопросов до помощи в защите диссертации. 

Опишите подробно образ женщины в науке. Внешность, одежду, аксессуары, где она, что делает?

— Я мама четверых детей. Когда речь об одном ребёнке или двоих, ты это не особо ощущаешь. А когда четверо, то понимаешь, что все они абсолютно разные. Поэтому единого рецепта воспитания не существует. То же самое в научном коллективе. Кому-то нужна плётка, кого-то нужно постоянно гладить по голове. Поэтому собирательный образ женщины в науке не очень складывается. Но если подходить с юмором, то, с одной стороны, это амазонка в коже и с плёткой, а с другой — воздушная фея с крылышками и волшебной палочкой, милая, белая и пушистая, вокруг которой летают единороги. 

Ваш научный коллектив — он какой? 

— Коллективы бывают абсолютно разные. Есть такие, в которых руководитель привык быть с шашкой наголо, а за ним и сотрудники. Мой же научный коллектив очень разный. Если посмотреть на список аспирантов и докторантов, с которыми мне повезло общаться и которые вышли, так сказать, из-под моего крыла, то они все разные. Кто-то привык с шашкой наголо: вижу цель — не вижу препятствий, а кто-то, наоборот, очень мягкий, педантичный. Это как складывать пазл: вертишь в руках этот кусочек и пытаешься найти ему правильное место. Так же и с людьми: их нужно правильно понять, прочувствовать, и тогда с этим человеком всё получится. Нельзя всех под одну гребёнку. Поэтому, мне кажется, у нас коллектив разношёрстный, как нигде. 

Поделитесь своим рецептом научного достижения

— Качества, которые точно нужны, чтобы заниматься наукой, — это однозначно любопытство, азарт, терпение, скрупулёзность, уверенность. И приправить это всё авантюризмом.

Хотя часто говорят, что кто-то один что-то изобрёл, мне кажется, что в современном мире не может один человек что-то изобрести. За ним всегда стоит команда, поэтому я считаю, что в науке важно уметь сосуществовать в коллективе. 

И есть ещё очень сложные качества — это умение помогать и умение принимать помощь. Кажется, что это просто. На самом деле работать в научном коллективе тоже большая наука. Нужно уметь работать в команде, понимая, что львиная доля этого результата будет принадлежать не тебе. Не бояться отдать своё знание другому в науке очень важно.

Какое главное качество помогает женщине держать золотую середину между семьёй и наукой? 

— Когда-то давно я услышала хорошее выражение: нужно уметь оставлять шашку и коня за порогом дома. Что такое женщина в науке? Считается, это такая женщина с веслом, которая пробивает, как ледокол. На самом деле это неверный образ. 

У женщины есть бонус от природы, она может позволить себе быть блондинкой. Поэтому сейчас в науке необязательно быть женщиной с веслом, можно быть милой, обаятельной, хрупкой, но при этом быть умной, мудрой, вести за собой мощный коллектив. 

Умение оставлять шашку и коня за порогом дома необходимо. Если такой навык есть, то твои домашние не страдают от того, что ты руководитель на работе. Это сложно, не всегда получается, но это надо уметь. 

Очень важны чувство юмора и оптимизм. Как в семье, так и на работе. Как говорил барон Мюнхгаузен, все глупости на земле делаются с умным выражением лица, поэтому чаще улыбайтесь, господа! Юмор и оптимизм всегда будет позволять держать золотую середину. 

Если блюдо, то... Если научная область, то...

— У большинства учёных одно узкое направление. Если бы у меня было так, то тогда у меня было бы одно блюдо. А у меня даже люди защищаются не по одной специальности, как обычно, а по четырём. Возможно, в следующем году появится и пятая специальность. Это результат междисциплинарности. 

Поэтому, если говорить про блюдо, то это скатерть-самобранка с любыми яствами, которые вам захочется. 

Если научная область, то это материаловедение. Это слово, которое объединяет всё. Материалы нас окружают везде. Есть некая аналогия со скатертью-самобранкой. 

Что никогда не потерпит женщина-учёный?

— Могу говорить только о себе —  враньё и хождение по головам. Это когда понимаешь, что человек может наплевать на всех и всё ради достижения своей цели. Этого я не терплю, для меня это табу.

Я не люблю сплетни, разбираться в том, кто что кому сказал… Иногда так бывает, что люди делают это неосознанно, буквально через несколько минут забывая, что говорили. Но есть те, кто так поступает специально. Вот этого не люблю. Я буду продолжаться общаться с людьми, которые это сделали, но для себя приму, что в разведку с ним не пойду. Никогда не буду топить такого человека, но и не поддержу. 

История, которая помогла понять, что наука — это ваше призвание

— Когда-то давно, ещё когда я училась в университете, я услышала и запомнила слова одного профессора МГУ им. М. В. Ломоносова. Он сказала, что наука — это открытая, очень старая книга. В этой книге не все страницы, на страницах — не все абзацы, в абзацах — не все строки, в строках — не все слова, в словах — не все буквы. Задача учёного — прочитать эту книгу.  И никогда человечество до конца этого не сможет сделать. Я это осознала, и чем больше времени в науке, тем больше я понимаю, какая это правильная аналогия. 

И второй момент. На заре моих первых шагов в науке у меня была большая группа аспирантов, и мне многие говорили: зачем? Они всё равно все в срок не защитятся. Я поняла: в меня не верят. У меня появился азарт, желание испытать себя и что-то доказать. Я бесконечно благодарна этим ребятам, которые поверили в меня, а я в них. У меня не было сомнений, была слепая вера, что они защитятся. И они защитились. Я приобрела некую уверенность в себе и понимание того, что эти ребята, с которыми у нас не было даже большой разницы в возрасте, в меня верили, и я их не подвела. Мне понравилось это делать. 

Придумайте своё окончание пословиц

Терпение и труд … и совершишь открытие. 

Меньше  знаешь … — шире простор для воображения.  Плюс человека, который чего-то не знает, в том, что он не знает, что что-то может не получиться. В науке это работает шикарно. Нет кучи сомнений и препонов, человек как белый лист, не боится пробовать. 

Большому  кораблю … — суперматериалы.